Буддизм во Вьетнаме

Ворота буддийского храма во Вьетнаме

Ворота буддийского храма во Вьетнаме. Знак на воротах ничего общего с фашистской свастикой не имеет.

Буддизм — одна из древнейших религий мира

Слово «будда» произошло от санскритского корня «будх» и означает переход от спящего, затемненного состояния к пробуждению и просветленному сознанию. Одновременно Буддой называют основоположника буддизма, индийского принца древности Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни. Буддизм можно считать развитием, или продолжением, брахманизма. Гаутама жил между 560 и 480 гг. до н.э., то есть, за пять веков до рождения Христа. Датой возникновения буддизма принято считать 569 год до н.э.

Сиддхартха Гатаума в 29 лет ушел из дома, став отшельником. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины
и он погрузился в медитацию, в которой примерно один месяц. В процессе медитации Сиддхартха Гатаума достиг просветления, т. е. стал буддой, которому открыты все законы мироздания. Затем Будда произнес свою первую проповедь, получившую название «Поворот Колеса Закона». После этого он в течение 45 лет скитался по Индии и проповедовал свое учение. У него были ученики. Умер Будда в возрасте 80 лет. Сам он никогда не считал спасителем или мессией.

Буддизм, в отличие от многих других религий, не признает священных книг, божественных личностей или какую-либо еще форму авторитаризма. Он проповедует, что человек является творцом своей судьбы. Буддизм учит, что страдание не является неизбежным, оно порождено невежеством, желаниями и жадностью. Преодолеть страдания можно, следуя восьмеричным путем веры, который можно в общем представить как жизнь в простоте, в чистоте помыслов и действий, а также как постоянное движение к Нирване — вечному блаженству, разрывающему цикл смертей и рождений.

Возникнув в Индии, буддизм ушел на Восток: в Шри Ланку, Бутан, Непал, Тибет, Бирму, Китай, Камбоджу, Таиланд, Лаос, Корею, Японию, Вьетнам.

Проникновение буддизма во Вьетнам

Буддизм стал проникать во Вьетнам почти с самого начала истории вьетнамской нации .Первые буддийские проповедники появились во Вьетнаме во 2-3 веках нашей эры. Проникновение будизма шло из Индии по морю и из Китая по суше. Индийские проповедники следовали учению «Малой колесницы» (по-вьетнамски Тиеу Тханг). Стронники этого учения поклонялись только Будде Шакьямуни, основателю религии. Учение «Большой колесницы» привносилось индийскими и китайскими проповедниками. Последователи «Большой колесницы» поклоняются многим изображения Будды, а также, духам китайского даосизма. После 5-го века господствующим стало направление «Большой колесницы». Во время зависимости Вьетнама от Китая буддизм наряду с концуцианством постепенно внедрялся в народ.

Буддийские школы возникли в конце 4-го века. Первую из них основал в 580 г. индиец Винитаручи, вторую — Во Нгон Тхонг из китайского города
Гуанчжоу в 820 г., третью — китайский монах Тхао Дьюнг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южного направления чань-буддизма.
В 10-12 веках буддизм во Вьетнаме был уже государственным культом. В 13-м веке на смену школам Винитаручи, Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Ньян Тонгом, который отрекся от престола и ушел в монахи. Один из буддийских памятников того периода — Бронзовая пагода на вершине Йенты, самой высокой в горной цепи Донгчиеу (провинция Куангнинь, северо-восточная часть Вьетнама).

Современное состояние буддизма во Вьетнаме

В 30-х годах 20-го века буддийское духовенство активизировало действия по возрождению буддизма во Вьетнаме. Буддийские лидеры стремились повысить
интерес к этой религии в обществе, расширить изучение и распространение канонических текстов. Создавались буддийские учебные заведения, издавались журналы, религиозная литература. Эта деятельность возобновилась в конце 40-х годах, особенно в Южном Вьетнаме. 16 марта 1958 года состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза, поддерживавшего политику правительства Демократической Республики Вьетнам. Во время Первой и Второй индокитайских войн (с Францией и США) буддисты были союзниками правительства Хо Ши Мина и его преемников.
В Южном Вьетнаме в начале 60-х годов буддисты проводили многочисленные протестные акции против проамериканского режима Нго Динь Зьема (Зьем был католиком). Дело доходило до публичных самосожжений буддийских монахов, что вызывало критику проамериканского режима во всем мире.
В конце 60-х и начале 70-х годов многие молодые люди уходили в монахи. Велось строительство пагод. В 1989 г. в городе Хошимине открылся институт по изучению буддизма. Буддисты представляют собой наиболее многочисленную религиозную общину СРВ, но руководство церкви расколото. Последователи буддизма во Вьетнаме часто различаются в воззрениях. Объединенная буддийская церковь находится в оппозиции.
Центральная буддийская Церковь Вьетнама лояльна властям. Высшие политические руководители произносят приветственные речи в день рождения Будды. Буддийские храмы используются в качестве избирательных участков в дни голосования.

Самосожжение буддийского монаха в Южном Вьетнаме

Самосожжение буддийского монаха
Thich Quang Duc в Южном Вьетнаме.
1963 г. Во время самосожжения он
не издал ни звука.

Буддизм в современном мире

В современном мире буддизм исповедуют около 6-8% населения мира, что намного уступает христианству (примерно 33%), исламу (примерно 18%) и индуизму (примерно 13%). Буддизм остается безусловно азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, причем в восточной ее части. С приходом в Восточную Азию западной цивилизации, вначале в форме колониализма, затем экономически, буддизм стал проникать в Европу и США. При этом его проникновение происходит не через миссионеров, как в древности, а путем осмысления и самостоятельного принятия отдельными интеллектуалами и людьми искусства. Кроме того, буддизм несут с собой иммигранты из Восточной Азии. Самый северный в мире буддийский храм находится в Санкт-Петербурге. Он был построен еще до Октябрьской революции. Самая большая в Европе буддийская пагода «Чук Лам» (в переводе с вьетнамского — бамбуковый лес) построена в 2007 г. в Харькове с консультативной помощью специалистов из Вьетнама.
В 2008 г. открылся первый буддийский храм на территории Чехии, в г.Варнсдорфе. В Чехии проживает довольно большая вьетнамская община.

Буддизм на территории России

Если принимать во внимание всю площадь, которую занимает современная Росссия, то впервые буддизм появился на территории нынешнего Приморского края. Это произошло в 7-м веке в государстве Бохай, которое занимало нынешние Приморский край, Приамурье, Северную Корею и Маньчжурию. Бохай имел своих ученых и писателей, университеты и, даже, сельские школы, в нем существовала обязательная общеобразовательная система.
Буддизм в Бохае вначале приняла знать. Затем он распространился на все население, вытеснив шаманизм. В Приморском крае обнаружены остатки пяти буддийских храмов государства Бохай и много статуэток Будды. Вероятнее всего, бохайцы практиковали Махаяну.
Затем буддизм переняли завоевавшие Бохай кидани, а затем чжурчжэни.

В последующие века (с 9-го по 13-й) буддизм проник в Бурятию, Туву, Калмыкию, где стал доминирующей религией. И, наоборот, в 13-м веке он перестал существовать на Дальнем Востоке так как империя чжурчжэней была полностью уничтожена монголами.

Непознанное в буддизме

По описаниям, Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал особым глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Он видел прошлое, настоящее и будущее.
Буддийские ламы достигали некоторых способностей основателя религии. Например, в 1927 г. в Бурятии 75-летний Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов 12-й сел в позу лотоса, помедитировал и перестал подавать признаки жизни. Монахи поместили его в кедровый ящик, засыпали с головой солью и закопали на кладбище. Перед кончиной лама отдал распоряжение извлечь его тело из могилы дважды: через 30 и через 75 лет.
В первый раз ламу выкопали не через 30 лет, а через 28. Его тело оказалось таким же, как и при захоронении. Закопали вновь. В 1973 году могилу опять
вскрывали и проверяли — состояние то же. В третий раз ламу извлекли в 2002 году — через 75 лет. Тело было перевезено в Иволгинский дацан и помещено в стеклянный саркофаг. Через некоторое время к нему допустили судебно-медицинских экспертов, которые составили акт наружного осмотра трупа (в данном случае употребляется формальное слово «труп», хотя трупом его назвать трудно. В протоколе говорилось, что «…кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».
Позже к более тщательному изучению тела ламы приступили ученые. Наиболее детально исследовать тело Итигилова удалось заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ В.Звягину и доктору исторических наук профессору Российского государственного гуманитарного университета Г.Ершовой. Ученые констатировали, что органика кожи, волос и ногтей ничем не отличается от органики живого, мягкие ткани прекрасно сохранились, осталась подвижность суставов.»

Добавить комментарий